ВОСКРЕСЕНЬЕ
Рок-группа (Москва). Группа сыграла значительную роль в закреплении традиций отечественного рока, поддержав русскоязычную поэтическую линию МАШИНЫ ВРЕМЕНИ и создав собственный поэтический язык; ее песни и поныне остаются классикой русского рока.
Ее основы были заложены в июне 1979, когда, покинув МАШИНУ ВРЕМЕНИ, Евгений Маргулис (бас, гитара, вокал) и Сергей Кавагоэ (барабаны) решили организовать новую группу. Примерно в то же время в поисках подходящих партнеров находился автор песен, певец и гитарист Алексей Романов, который начал играть рок-н-ролл еще в конце 60-х годов, в 1973 на несколько месяцев присоединился к МАШИНЕ ВРЕМЕНИ, тогда же начал сочинять песни сам, вследствие чего вскоре ушел в ОПАСНУЮ ЗОНУ, лидером которой был двоюродный брат Андрея Макаревича, Алексей. Они исполняли песни Романова, позднее сменили название на КУЗНЕЦКИЙ МОСТ, и разошлись в 1977.
В оригинальный состав группы, не без намека названной ВОСКРЕСЕНИЕ (лишь позднее, под давлением различных обстоятельств, и заменил нейтральный мягкий знак), вошли Романов (гитара, вокал), Маргулис (бас, вокал), Алексей Макаревич (клавишные, вокал) и Кавагоэ (барабаны); секцию духовых составили Сергей Кузминок (труба), который тоже играл в МАШИНЕ ВРЕМЕНИ, а из ВИКТОРИИ пришел Павел Смеян (саксофон). Репертуар группы составляли песни Романова и Маргулиса, а появившийся в ВОСКРЕСЕНИИ немного позже Андрей Сапунов (гитара, вокал) принес с собой песни своего коллеги по ЦВЕТАМ Константина Никольского.
Они успели дать считанное количество концертов и записали материал для двух магнитоальбомов. Сразу разлетевшиеся по стране, они были восприняты многими как записи новой МАШИНЫ и сделали имя группы популярным. Лирический герой ВОСКРЕСЕНИЯ как правило, человек, переживший крушение мечты, но не утративший своих идеалов, прошедший через суровые жизненные испытания, но не сломленный ими, оказался весьма симптоматичной фигурой для отечественного рока начала 80-х годов, а свежие, запоминающиеся мелодии быстро нашли дорогу к слушателям и надолго вошли в популярный репертуар по всей стране. Вместе с тем ситуация в тогдашней Москве не располагала к существованию подпольной рок-сцены к октябрю 1980 ВОСКРЕСЕНИЕ фактически распалось: Смеян присоединился к РОК-АТЕЛЬЕ Криса Кельми, Кузминок покинул сцену, Макаревич занимался постановкой эстрадных программ, Кавагоэ впоследствии эмигрировал в Японию, а Маргулис стал бас-гитаристом АРАКСА, репертуар которого пополнили многие песни Романова.
Лишь следующим летом у бывших участников ВОСКРЕСЕНИЯ появилась еще одна возможность записаться. 7-10 июня 1981 в подвале Института международных отношений неизменный звукорежиссер группы Артем Арутюнов записал песни Романова Воскресение, Люди как в темной чаще, Рэгги, Поезд, Кто виноват, Солдат и Предатель, а также Один взгляд назад и Блюз Никольского. Участие в работе принимали: Романов и Никольский (гитары и вокал), Сапунов (бас, вокал) и Михаил Шевяков (барабаны). Хотя этот состав группы фактически никогда не существовал за пределами студии, именно он (равно как песни с этого альбома) стал наиболее известным в истории группы. В мае 1982 Романов, находившийся в то время без работы и без музыкантов, принял приглашение бывшего звукооператора МАШИНЫ ВРЕМЕНИ Ованеса Мелик-Пашаева и возглавил собранную им группу. В состав группы Ованеса Мелик-Пашаева (ставшей в известном смысле новой инкарнацией ВОСКРЕСЕНИЯ) вошли: Вадим Голутвин (экс-АРАКС; гитара), Игорь Кленов (экс-ШЕСТЕРО МОЛОДЫХ; бас), Петр Подгородецкий (экс-МАШИНА ВРЕМЕНИ; клавишные) и Александр Воловик (барабаны). Они интенсивно гастролировали по стране, сменили Воловика на Владимира Воронина из ФАНТАЗИИ, следующей весной устроились в Московскую областную филармонию (их директором в то время, кстати, был нынешний президент PolyGram Russia Борис Зосимов) и записали новый альбом Радуюсь! (1983), однако, летом 1983 Романов был неожиданно арестован и по сфабрикованному обвинению в организации нелегальных концертов посажен в тюрьму. Державшаяся на нем группа стремительно покатилась под откос. В 198384 у микрофона промелькнули Алексей Антонов, Олег Курятников, Анатолий Алешин из АРАКСА, которые пели, естественно, песни Романова, но все это не могло остановить процесс распада. Весной 1984 группу покинул Голутвин, и в мае на сцене Дворца спорта Крылья Советов на гитаре тряхнув стариной играл сам Мелик-Пашаев.
Позднее в том же году Голутвин и вернувшийся на свободу Романов собрали просуществовавшую года полтора группу САЛЮТ, а в конце 80-х годов встретились в составе СВ, которые, опять-таки, играли песни Романова. В 1990 к ним, после распада своей группы ЛОТОС, присоединился и Сапунов.
В 1992, когда московская фирма FeeLee издала на пластинке второй альбом группы, было следано несколько попыток реорганизовать ВОСКРЕСЕНЬЕ в той или иной форме. Состоялось несколько выступлений второго состава группы, но в конечном счете Романов и Никольский разошлись в разные стороны.
Следующий этап в истории ВОСКРЕСЕНИЯ начался лишь в мае 1994, когда на волне ностальгии группа собралась в своем почти оригинальном составе начала 80-х годов: Романов, Маргулис, Сапунов, Макаревич и Михаил Шевяков, занявший место ныне живущего в Японии Кавагоэ. На майские праздники они сделали два тепло встреченных концерта в питерском киноконцертном зале Октябрьский (любопытно, что в те годы группа ни разу не выступала в Ленинграде), после чего о воскресении ВОСКРЕСЕНИЯ было объявлено официально. С тех пор они регулярно выступают в Москве, изредка гастролируют, работают в студии (но, к сожалению, не над своим новым материалом). Алексей Макаревич в декабре 1994 вновь покинул сцену, чтобы заниматься своим поп-проектом ЛИЦЕЙ.
В сентябре 1995 скрытый конфликт между базовым составом ВОСКРЕСЕНИЯ и Константином Никольским, сыгравшим в истории группы эпизодическую, однако весьма существенную роль, проявился в виде заявления для прессы, в котором участники ВОСКРЕСЕНИЯ возражали против использования им в своей рекламе названия группы.
В начале 1996 свет увидел концертный альбом Мы вас любим, на котором был представлен материал, записанный с первых концертов реорганизованной группы в Москве (киноконцертный зал Россия, июнь 1994).
Андрей Бурлака
Дискография:
Воскресение (1980; 1981; Fee Lee, LP,CD, 1992)
Московское время (1984)
Воскресение 79-80. Кто виноват? Vol. 1 (D.S.Production, 1993)
Воскресение 79-80. Кто виноват? Vol. 2 (D.S.Production, 1993)
Радуюсь! (1993)
Концерт в ДК МЕХТЕХ'82 (Экстрафон, 1994)
Радио 101 в прямом эфире (live) (1995)
Живее всех живых! (PolyGram Russia, 1995)
Легенды русского рока. Воскресение (Moroz Records, CD, 1996)
Мы вас любим (Союз, 1995; 1996)